вторник

Фэн-шуй и современный дизайн

Мода на фэн-шуй, повсеместно распространившаяся в западном мире,
вероятно, имеет одной из своих причин интуитивный характер этого
искусства: каждый человек способен понять, что это такое, хотя бы на
простом физиологическом уровне «удобно-неудобно». Более того, чисто
умозрительно мы готовы допустить, что везде, где происходит
взаимодействие человека и среды, то есть коммуникация в широком смысле,
можно использовать принципы фэн-шуй для организации этого
взаимодействия. И уж во всяком случае, каждому дизайнеру, который хоть
немного знаком с фэн-шуй, хоть раз в жизни приходит желание попробовать
применить его в своей работе.


Но как интерпретировать принципы фэн-шуй в такой нетрадиционной
сфере, как современный дизайн вообще и веб-дизайн в частности? (Вряд ли
с дизайном интерьера дело обстоит намного проще, но возьмём крайний
случай).


Скорее всего, современный дизайнер будет думать о фэн-шуй с точки
зрения эргономичности. Ведь в своей работе он исходит из принципа
удобства среды для потребителя и понимает это удобство как соответствие
его (потребителя) прошлому опыту. Фэн-шуй в этом случае видят как
накопленный поколениями опыт, выраженный символическим языком и на
каком-то трансцендентном уровне соответствующий константам человеческой
природы. Однако проблема в этом случае состоит в том, что, во-первых, в
систему добавляются явно лишние, внешние по отношению к ней элементы,
которые могут усложнить работу и исказить первоначальную идею.
Во-вторых же, непонятно, как именно интерпретировать базовые понятия
фэн-шуй, не отступая от духа этого учения и не подставляя на его место
вымышленную и скорее всего неработоспособную концепцию.


Однако возможен и другой подход, отталкивающийся от культурного
контекста фэн-шуй. Вероятный источник фэн-шуй — гадание, искусство
нахождения и толкования предзнаменований. Следовательно, в основе здесь
лежит концепция вещи как знака, указывающего на будущее. С другой
стороны, любой интерфейс построен из знаков, а знаки по самой своей
природе как раз и указывают на то, что нас ожидает. Таким образом, мы
видим здесь некоторую точку сопрокосновения: фэн-шуй можно
рассматривать не только как квинтэссенцию прошлого опыта, но и как
систему интерпретации знаков, способную повлиять на опыт будущий.


Одним из преимуществ концепции знака является её проработанность в
западном мышлении, в том числе на уровне философии. Известный
американский философ начала XX века Чарльз Сандерс Пирс, например,
доказывает, что сами мысли устроены по принципу знака: мысль существует
только как указание на следующую мысль, или, пользуясь выражением Мераба Мамардашвили, как «возможность большей мысли».


Однако переведем вопрос из многомерного мира философии в конкретную
плоскость компьютерного экрана. Здесь взаимодействие человека и среды
происходит в первую очередь посредством рассматривания прямоугольника
неизвестных размеров и пропорций, населённого различными объектами —
элементами сайта. Несмотря на неопределённость внешней формы,
прямоугольник ориентирован, но не по сторонам света, а относительно
зрителя (верх-низ, лево-право). При рассматривании этого прямоугольника
зритель пытается мысленно проникнуть в ландшафт, образованный
элементами сайта. Это проникновение происходит через своего рода «вход»
— точку, куда прежде всего обращается внимание пользователя. Далее
внимание движется внутри сайта, пока пользователь не находит нужное ему
место, и на этом его пребывание на веб-странице благополучно
завершается. [upd: подробнее о точке входа и веб-композиции]


Думается, не будет слишком дерзким истолковать здесь непереводимый
китайский термин «ци» именно как «внимание». Тогда становится понятным,
что управление движением ци означает применительно к веб-дизайну
создание оптимальных условий для правильного движения внимания
пользователя, соответствующего устройству просматриваемого сайта. В
самом же общем виде каждый элемент сайта должен быть продуман с точки
зрения того, на что он указывает, знаком чего является (в прямом и
символическом смысле).


Впрочем, сам по себе «обратный перевод» веб-дизайна на язык
китайской философии вряд ли положительно скажется на качестве первого.
Фэн-шуй не может быть собранием догматов или готовых рецептов,
предписывающим дизайнеру, что и как делать; как мы видели, вряд ли он
будет полезен и в роли «подкладки» для дизайнерской концепции. Однако
осмысление базовых принципов фэн-шуй и стоящих за ними реальностей
вполне может дать дизайнеру новый и глубокий взгляд на его работу

Колесник.ру

Комментариев нет: